+7 (927)257-78-57
Волгоград, Красноармейский район
Место и время тренировок в разделе "Расписание"
Цитатник Вин Чун (вин чун, винь-чун, винг-тсун, вин-чун)

Цитатник Вин Чун

На этой странице Вы найдете сделанную мной подборку цитат из различных книг, статей, заметок и эссе, посвященных Вин Чун. Какие-то мысли могут показаться Вам созвучными Вашим собственным размышлениям. С какими-то идеями и интерпретациями Вы можете быть категорически не согласны. Некоторые идеи могут быть понятны, другие же моменты могут казаться "туманными".

В любом случае, размышление над теми вопросами, о которых говорят авторы книг по Вин Чун будет для Вас полезным, поскольку поможет расширить Ваши представления о данном стиле и людях, которые его практикуют.

Читайте, размышляете, ищите дополнительную информацию, обсуждайте с другими занимающимися, а также задавайте вопросы своим инструкторам, тренерам и наставникам.

Регулярно тренируйтесь и двигайтесь вперед!

 

Алексей Дудин

www.winchun34.ru

 

 

 

"Винг Чунь - это система для ведения ближнего боя, в котором даже человек небольшого роста и изящного телосложения может противостоять более крепкому оппоненту. Именно поэтому для начала изучения стиля не требуется специальная физическая подготовка, и им могут заниматься все желающие.  

Те, кто практикует Винг Чунь, учатся всегда соблюдать баланс, что позволяет им не только эффективно атаковать и защищаться, но и изменять траекторию своих движений в любой момент. Вне стен зала такая подготовка помогает человеку стать более гибким и принимать решения быстро и адекватно в любой ситуации.

Принцип использования силы оппонента против него самого основан на расслаблении, так как зажатое тело - легкий объект для манипулирования, при излишнем напряжении скорость реакции и движений замедляется, и усталость приходит намного быстрее. Используя лишь те мышцы, которые необходимы для движений, человек становится более выносливым и стрессоустойчивым. Такой подход полезен и в других сферах жизни - вместо того, чтобы тратить время и энергию на ненужное, практикующий Вин Чунь эффективно использует свои ресурсы для достижения успеха". 

Вильям Ченг, Туник И.Ю. Учебник традиционного Винг Чунь - Киев: ЧП "Издательство "Стародавнiй Свiт", 2011, стр. 15

 

 

"Чи сао - великолепная демонстрация "пребывания в настоящем". Природа Чи сао отвергает важность осознанных размышлений; к этой технике нет планов или четкой последовательности, она перетекает из одного момента в другой. Как только вы захотите объяснить или определить момент - его уже нет, он прошел! Любое определение момента - история, которая описывает то, что было, а не то что есть. Это то же самое, как если бы вы сказали кому-либо, что сейчас пять часов: вам никогда не удастся быть точным, потому что к концу вашей фразы прошло еще немного времени".

Эффективный Вин Чун / Алан Гибсон; худож.-оформ. А. Киричек - Ростов н/Д: Феникс, 2005, стр. 95

 

 

"...Вин Чун предлагает техники защиты от любых ударов, которые имеются в арсенале боксера. Но не советую обольщатся на этот счет. Ваш противник мог потратить годы, оттачивая скорость и силу своих "простых" ударов. Чудес не бывает. А если и бывают, то в основе их лежит длительный и кропотливый труд в зале. Гарантированно "поймать" поставленный удар боксера вы сможете только в том случае, если потратите на отработку защиты от него столько же времени, сколько боксер потратил на его постановку. ... НЕ забывайте, бокс - это массовый вид спорта, и вероятность встретить на улице подготовленного боксера в десятки, а то и в сотни раз превышает вероятность встречи с подготовленным бойцом Вин Чун. Вин Чун против бокса, безусловно, работает, но мой вам совет: при прочих равных обстоятельствах НЕ ПЫТАЙТЕСЬ ВЫИГРАТЬ В ЧУЖОЙ ИГРЕ НА ЧУЖОМ ПОЛЕ".

Петросян С. Другой Вин Чун. Боевое искусство без границ. - М.:ИПЛ, 2012, стр. 116

 

 

"В основе правильного шага лежит стабильная позиция. Потеря равновесия исключает возможность выполнить перемещение в нужном направлении и в нужный момент.

Правильным является такое  передвижение, которое обеспечивает способность быстро перейти от одного технического действия к другому. сохраняя равновесие, подвижность и контроль ситуации.

Передвижения составляют важнейшее средство тактики. Все действия и комбинации, почти без исключения основаны на различных передвижениях. Поэтому умению легко и правильно передвигаться придается исключительное значение".

Лю Вэйхань. Вин Чун. Книга первая. Х. Дудукчан И., М., 2002, стр. 20

 

 

"Си-Фу специальный термин, в котором "Си" означает "Учитель" и "Фу" означает "Отец". Термин для ученика китайских боевых искусств означает "Отец-преподаватель" или "Кунг-фу Отец", и его смысл сравним с понятием "Бога-отца", который используется в нескольких религий.
Пожалуйста, имейте в виду, что есть еще один термин "Сифу", в котором "Си" означает "Учитель" или "Мастер определенных техник (методов)", а "Фу" имеет значение "оказывающий помощь". Смысл этого термина в целом означает «Мастер, техники и методы которого (в каком-либо искусстве), достаточно хороши, чтобы учить или помочь другим людям» . По этой причине титул (так же как "Мистер", "Миссис". Доктор" и т.п.) используется в китайских боевых искусствах для обозначения людей, к которым необходимо проявлять уважение.
Хотя эти два термина могут применяться к любым сферам жизни, китайцы широко используют их применительно к боевым искусствам.
Когда китайцы обращаются к кому-то, как "Сифу Леунг", они делают это не потому они студенты этого г-на Леунга, а потому что хотят быть вежливыми и хотят проявить уважение. Возможно, этот "Сифу Леунг" даже не инструктор, а обычный человек, практикующий кунг-фу. (Если быть точным, то более правильным будет обращение "Леунг Сифу", т.к. в китайской традиции титул ставится после фамилии человека, который им обладает). 

Roots&BrachesofWingTsunbyProfessorLeungTing, FirstEdition: Jan 2000, SecondEdition: July 2003, ISBN 962-7284-23-8, Copyright 2000 byLeung`sPublications, HongKong, page17 (на русском языке книга не издавалась, перевод фрагмента (цитаты) с английского языка произведен Дудиным А.С., 2014)

 

 

 

"Наставник Ип Ман установил дружеские отношения со своими учениками. Он не позволял им обращаться к нему как "Си-Фу" или «Кунг-фу Отец", вместо этого он просил, чтобы они называли его "ManSok", что означает "дядя Ман".

Roots&Braches of Wing Tsun by Professor Leung Ting, First Edition: Jan 2000, Second Edition: July 2003, ISBN 962-7284-23-8, Copyright 2000 by Leung`s Publications, Hong Kong, page 70 (на русском языке книга не издавалась, перевод фрагмента (цитаты) с английского языка произведен Дудиным А.С., 2014)

 

 

"... Следует уделить особое внимание развитию молниеносной реакции. Это несомненно повлияет на вашу способность реагировать адекватно на действия противника и увеличит шансы нейтрализовать его первый удар, что очень важно для проведения контратаки и всей схватки.

Существуют множество упражнений развивающих реакцию, которые необходимо включить в тренировку. Помимо использования специальных приспособлений, основным способом улучшения реакции является проведение полусвободных и свободных тренировочных поединков".

Лю Вэйхань. Вин Чун. Техника второго уровня (Практическое руководство). - Х. Дудукчан И., М., 2006, стр. 112

 

«Сразу после формирования основной позиции (в форме Siu Nim Tao - прим. Дудина А.С.) мы уделяем внимание двум особенно важным понятиям: вертикальной центральной (осевой) линии (которую мы стремимся защитить все время) и горизонтальной центральной линии, которая является самым коротким путем добраться до противника и, в силу этого, предпочтительной линией для атаки. В тоже время мы знакомимся с Huen Sao («вращающейся рукой») - действием, которое повторяется снова и снова в рамках своей тройной цели — укрепить запястья и предплечья для подготовки к столкновению с атакой; развить запястья, чтобы можно было легче получать силу на близком расстоянии; научиться пользоваться круговым действием с целью перенаправить силу, сломать структуру и двигаться изнутри наружу (и наоборот) при плохой позиции.

Далее в форме следует первый раздел (из трех частей), обычно называемый «медленным». По моему скромному мнению, это
самый важный из всех разделов формы, так как он закладывает основу всех понятий, которые необходимы для эффективности стиля Вин Чун. Я предпочитаю называть его разделом СТРУКТУРА. Почему так? Потому что это дает нам наиболее эффективные биомеханические структуры, чтобы естественным образом и эффективно развивать концепцию Lat Sau Jik Chung(«постоянная упругая поступательная сила»).

Это выражение, конечно же, пришло из Ving Tsun Kuen Kuit (или принципов) Loi Lau, Hoi Sung Lat и Sau Jik Chung - «встречай все, что при приходит; провожай, то что уходит; атакуй без колебаний когда нет препятствий». Нет никакой другой фразы, которая резюмирует суть стиля Вин Чун так же точно как эта. Также ни один другой раздел НИ ОДНОЙ из других форм не готовит нас более эффективно для перевода этой концепцию в практическую плоскость.

Таким образом, регулярная и медленная практика этого раздела формы важна для всех представителей стиля Вин Чун, какими бы продвинутыми они ни были, если они хотят развивать свои биомеханические структуры и выводить их на оптимальный уровень. Неважно, как долго вы постигали стиль Вин Чун, вы все равно можете получить пользу от регулярной и правильной практики Siu Nim Tao. Подтверждением этого может то, что по свидетельствам очевидцев, мой покойный Sigung Ип Ман регулярно практиковал Siu Nim Tao ежедневно вплоть до своей смерти. Этого должно быть достаточно, чтобы убедить любого последователя в важности Siu Nim Tao.

Помимо коррекции биомеханических структур, в первом разделе формы также содержатся, по сути самые важные и полезные концепции и техники стиля Вин Чун: Taan Sau («Рассеивающая силу рука»), Fook Sau («Контролирующая рука») и Wu Sau («Охраняющая / защищающая рука»). Сам факт наличия трех Fook Sau и только одного Taan Sau с каждой стороны (при выполнении движений правой и левой рукой - прим. Дудина А.С.) сама по себе уже является чрезвычайно важной идеей, которая, если ее полностью оценить, может значительно улучшить понимание и применение всего стиля Вин Чун.
Что касается защитных техник, выполняемых руками, то взаимодействие описанных трех движений составляет основу практически всех остальных действий в стиле Вин Чун.
Taan Sau, по сути, учит нас, как защищать внешнюю линию, в то время как Fook Sau показывает нам, как защищать внутреннюю линию. Wu Sau знакомит нас с концепцией поглощения поступающей силы и Jie Lik (или «похищения / заимствования силы») и, таким образом, является неотъемлемой частью развития других концепций работы рук и ног. Все три техники(Taan Sau, Fook Sau и Wu Sau) учат нас использовать позицию для получения силы и поглощения силы».

David Peterson. WSL Ving Tsun Kuen Hok. An Overview in the Form of Essays, Mui Fa Publishing, 2016, pages 28-30 (на русском языке книга не издавалась, перевод фрагмента (цитаты) с английского языка произведен Дудиным А.С., 2023)

 

 

"Чи Сао представляет собой упражнение, направленное на улучшение фокусировки глаз и контактных рефлексов. После блока существует точка контакта. В этой точке, движение, которое собирается совершить противник передается вибрацией. Ответом на эту вибрацию является рефлексное действие контакта.

Принцип контактных рефлексов похож на принцип, использующийся при ловле рыбы. Когда удочка находится в воде, рыбаку не нужно видеть крючок, чтобы узнать что рыбка клюнула. Когда рыба попадает на крючок, удочке передается вибрация и рыбак чувствует это движение в той точке, где он прикасается к удочке.

Во время тренировки развития контактных рефлексов по системе Вин Чун, тренирующийся должен делать попытку прервать следующее движение противника во время вибрации в точке касания немедленно при самом касании.

Побочным эффектами упражнений Чи Сао является улучшение подвижности, скорости движений, точность удара, выработка силы удара на близком расстоянии и контроль баланса противника и его рук в точке контакта. ...

Важно понимать, что техника, используемая в Чи Сао может не всегда встречаться в самих ситуациях боя. Но несмотря на это, опыт и умение координировать свои движения, получаемые при выполнении этих упражнений, необходимы для ведения боя".

Вильям Чеун. Вин Чун. Бьющие пальцы. Книга третья (перевод с английского Бежанова Ольга Михайловна, 1995), Кишинев, 1995, стр. 46 

 

 

"Один из самых распространенных вопросов, которые задают ученики: как мне поставить удар, чтоб бить как били Ип Ман и Брюс Ли? Мой ответ предельно просто: ЧТОБЫ ПОСТАВИТЬ УДАР, ЕГО НАДО БИТЬ"

Петросян С. Другой Вин Чун. Боевое искусство без границ. - М.:ИПЛ, 2012, стр. 32

 

 

"Отличительной особенностью техники рук Вин Чун являются упражнения Чи сау (склеенные кисти), которые вырабатывают у последователей школы умение контролировать руки противника и правильно распределять свою силу. Подобные упражнения имеются и для ног. У мастеров школы развито «шестое чувство», позволяющее опередить намерение противника прикосновением к его руке и таким образом опередить его хотя бы на один ход".

Тарас А.Е. Боевые искусства. 200 школ боевых искусств Востока и Запада: Традиционные и современные боевые единоборства Востока и Запада. - Мн.: Харвест, 1996, стр. 78

 

 

"Вин Чун является простой системой, основанной на здравом смысле, практичности и саморазвитии. И он будет очень эффективным, если вы будете практиковать его помня об этом.
Парадоксально, но факт. Простые вещи могут быть трудными, если вы забываете об основных принципах Вин Чун. По этой причине всегда помните о них:
1) Чтобы контролировать руки противника, встречайте приближающуюся к вам руку противника, следуйте за удаляющейся. Когда ваша рука свободна - бейте (за исключением случая, когда вы не можете бить). Известное высказывание в Гонконге на эту тему гласит "Встречайте то, что приходит, провожайте то, что уходит. Атакуйте, когда ваши руки свободны".
2) Сражайтесь с человеком, а не его руками.
3) Не наносите удары, пока не приблизитесь к противнику на необходимое расстояние (пока не окажетесь в шаге от противника).
4) Атака и защита осуществляются одновременно.
5) Не отвечайте силой на силу (не боритесь силой против силы).

Alan Gibson. Simple Thinking: Intelligent Fighters. Why Wing Chun Works II, Summersdale Publishers Ltd, 2002, page 13-14 (на русском языке книга не издавалась, перевод фрагмента (цитаты) с английского языка произведен Дудиным А.С., 2014)

 

 

"Ип Ман инструктировал меня в Ба Чам Дао используя пару деревянных ножей, но он никогда не учил как использовать Ба Чам Дао против другого оружия», - вспоминает Чоу Тзе Чуен. «Если кто-нибудь приходил в школу, когда мы тренировались с ножами, урок тут же прекращался".

The Nucleus of The Wing Chun System. 108 Wooden Dummy & Weaponary Techniques by Stephen T.K. Chan Ba (Hons). Part II, page 27 (на русском языке книга не издавалась, перевод фрагмента (цитаты) с английского языка произведен Дудиным А.С., 2015)

 

 

"Самый продвинутый тип тренировки с манекеном это третья форма Вин Чун, известная как "Mook Yan Joang Fot Yut Ling Bot" или же "108 техник (движений) на деревянном манекене". Это комплекс упражнений из базовых защит, ударов руками и ногами, а также множества сложных защитных и атакующих движений руками и ногами, имеющихся в трех кулачных формах Вин Чун. Он содержит захватывающие, перекрывающие и вяжущие, сметающие и сбивающие движения, и многие из этих техник являются примером одновременной атаки и защиты, характерной для Вин Чун. Определенные движения в форме предназначены для улучшения техники «липких рук» и работы ног, когда во время перехода из одной позиции в другую руки и ноги касаются рук и ноги манекена. Комплекс движений с манекеном добавляет элемент контакта, которого нет в кулачных формах Вин Чун. Хотя концепции захвата, отклонения, перекрытия во время ударов проиллюстрированы в кулачных формах, они могут практиковаться более реалистично в комплексе с манекеном.

 

Как следует из названия, форма работы с деревянным манекеном, подобно всем другим формам Вин Чун, состоит точно из 108 движений. Это число имеет особое значение в китайской астрологии, религии и приметах. Из-за некоторой перестройки комплекса, сделанной в поздний период Грандмастером Ип Маном общее количество техник на деревянном манекене было увеличено до 116. Это стало результатом добавлением 8 «семейств» (видов) ударов ногами, а также некоторой перегруппировки основы 108.

Похоже, что Грандмастер Ип чувствовал, что некоторые движения слишком много повторяются, в то время как некоторые другие техники, которым он научился от своих двух мастеров Чан Ва Шуна и Леунг Бика, были опущены. Добавления были сделаны не только в последнюю секцию, но также и основная часть формы была пересмотрена Градмастером Ипом. Этим может объясняться тот факт, что студенты, которые учились у Грандмастера в разные периоды, выучили форму с немного разными движениями.

Например, комплекс из 108 движений практикуемый и преподающийся во всех местах, где есть CRCA (CRCA – это аббревиатура означающая название организации "Close Range Combat Academy", созданной Рэнди Вильямсом - прим. Алексея Дудина) содержит много движений, которых автор не видел в формах других последователей Ип Мана.

Как будет видно на последующих страницах, такие движения как "Juen Bock" (блок плечом), "Tai Sut" (восходящий удар коленом), "Fook Sut" и "Tan Sut" (внутренний и наружный блоки коленом) and "Boang Gyeuk" (отклонение ногой-"крылом") – это все практичные, реальные, узнаваемые движения стиля Вин Чун, которых предостаточно в форме 108. Отличия от школы к школе в движениях формы 108 не являются чем-то необычным. В действительности студенты могут обнаружить при ближайшем изучении, что форма с манекеном каждой крупной ветви в одних моментах имеют небольшие отличия, а в других значительные.

Последовательность не имеет большого значения, при условии, что принципы техники, времени, силы и структуры угла соблюдаются. Как говорит пословица "Toang Chuet Yut See, Gay Goke You Yee" - "Ученики одного и того же учителя будут отличаться в своих умениях".

 

Много техник Вин Чун и вариаций работы ногами официально представлены в форме с манекеном. Такие движения как "Seep Ma" "Позиция прерывания движения" и "Pon Geng Sau" "Рука, тянущая шею" и другие появляются в первый раз в комплексе с манекеном, как и четыре оставшихся из известных «Восьми ударов ногами Вин Чун», которых не было в кулачных комплексах.

Принцип "Moh Ying Gyeuk" (незаметный удар) также появляется впервые в последней половине комплекса.

 

Форма работы с деревянным манекеном разделяется на две части, каждая из которых изучается на различном уровне. Первые 60 движений формы на манекене основаны на движениях форм "Сиу Лим Тао" и "Чам Киу" и преподаются после того как ученик достиг значительного уровня мастерства в этих формах. Полностью изучение формы на манекене может быть завершено только после освоения формы "Биу Джи".

Последние 48 движений, которые основаны на движениях формы "Биу Джи", дают студенту ряд продвинутых техник, предназначенных для чрезвычайных ситуаций и для борьбы с существенными изменениями центральной линии в бою.


Физическое присутствие манекена позволяет студенту более реалистично и точно выполнять движения всех кулачных форм с привязкой к реальной, а не воображаемой центральной линии. Это помогает обучающемуся «выверить» свои техники, найти правильную структуру угла для каждой. В свою очередь, когда ученик будет тренировать кулачные формы, вооруженный осознанием центральной линии, пришедшим в ходе практики многих движений в форме с деревянным манекеном, он начнет выполнять более точно и правильно "Сиу Лим Тао", "Чам Киу" и "Биу Джи".

Close range combat Wing Chun. Mook Yan Joang (Wooden Man Dummy Form, Drills and Applications) Volume 3. RandyWilliams, pages 40-41 (на русском языке книга не издавалась, перевод фрагмента (цитаты) с английского языка произведен Дудиным А.С., 2015) 

 

 

"Для того, чтобы овладеть Ба Чам Дао в Вин Чун, практикующий должен быть способен контролировать оба ножа, и крайне важно, чтобы нож и рука координировались как одно целое «Dao Sao Hup Yut», как и то, что энергия Чи (Ци) должна достигать кончика ножа. Доскональное знание Ба Чам Дао должно включено в Kuen Fat (Кулачные техники) и Чи Сао.
Согласно Чоу Тзе Чуену «Позиция, используемая в Dao Fat (Технике ножей), совершенно иная, нежели чем «Yee Chee Kim Yeung Ma Bo» (Позиция внутрь обращенного зажатия) и позиция Sze Ng (показанная в Чам Киу). Эти две позиции узкие и как в случае с Sze Ng- вес находится на сзади расположенной ноге. В отличие от этого в позиции Ба Чам Дао это не регламентировано, в ней распределение веса может быть разным».

The Nucleus of The Wing Chun System. 108 Wooden Dummy & Weaponary Techniques by Stephen T.K. Chan Ba (Hons). PartII, page27 (на русском языке книга не издавалась, перевод фрагмента (цитаты) с английского языка произведен Дудиным А.С., 2015)

 

 

"Другие принципы Вин Чун (до этого момента в книге шла речь о принципе центральной линии и принципе ведения боя на ближней дистанции - прим. Алексея Дудина) включают точность и то, как вы используете энергию. Если позиция ваших рук не точна она не будет работать и может быть даже опасной. Вин Чун не такой как другие стили боевых искусств, в которых не имеет значения, будет ли ваша позиция чуть выше или чуть ниже. В Вин Чун вы должны быть точным и правильным. (Интересно, что Ип Ман назвал своих сыновей Ип Чун (Ip Chun) и Ип Чин (Ip Ching). "Чун" (Chun) означает "точность" и "Чин" (Ching) означает "правильность"). И вы должны использовать правильное количество энергии. Слишком много и вы будете побиты, слишком мало и вы также будете побиты.

Расслабленность очень важна. Если какая-либо часть вашего тела напрядена и создает жесткость, ваш противник может использовать вашу силу чтобы использовать ее против вас или чтобы измотать вас. Во время практики Вин Чун всегда думайте о том, как использовать меньше энергии (сил) для победы над большей силой. Оценивайте правильность своей позиции. Использование слабой стороны вашего противника всегда наилучшее решение".

Wing Chun: Traditional Chinese Kung Fu for Self- Defence & Health. Michel Tse, pages 50-51 (на русском языке книга не издавалась, перевод фрагмента (цитаты) с английского языка произведен Дудиным А.С., 2015)

 

 

"Перед тем как может быть начат любой анализ техники ног Вин Чун, основная позиция на одной ноге «DookLopMa» должна быть исследована в деталях. Изученная на уровне Чам Киу "Dook Lop Ma" формирует основу для всех ударов и защит ногами.

Когда прогресс обучаемого доходит до высокого уровня в системе, сила и баланс накопленные в процессе тренировки позиции на одной ноге приобретают все большее значение с введением упражнений "Chee Gyeuk" (Липкие ноги).

...

Так же, как "Yee" Jee Keem Yeung Ma является "Матерью" всех позиций Вин Чун, так "Dook Lop Ma" можно считать "Отцом" всех маневров ногами, осуществляемых в Вин Чун. Без хорошего освоения позиции на одной ноге высокий уровень "липких ног" никогда не сможет быть достигнут. Как гласит старая пословица Вин Чун, "Chee Gyeuk But Lay Dook Lop Ma", что означает "Практика "липких ног" неотделима от позиции на одной ноге".

Close range combat Wing Chun. Blocking, Striking, Kicking and Footwork Fundamentals. Volume 1. Randy Williams, page 184 (на русском языке книга не издавалась, перевод фрагмента (цитаты) с английского языка произведен Дудиным А.С., 2015) 

 

 

"Лук Дим Бун Гван (шесть с половиной точек шеста) состоит из семи базовых концептуальных принципов tai (поднимать, повышать), lan (преграждать, препятствовать), dim (точка), kit (отклонять), got(сразить, срубить), wun (круг, окружность) и lao(извлекать, вытаскивать, возвращать). Последний принцип считается половинчатым движением, так как он позволяет отдернуть шест и начать новое движение.

Многие практики Вин Чун направления Ип Мана предпочитают объяснить движения с шестом с помощью терминологии Вин Чун, используя такие названия как biu (протыкать), tan (рассеивать), bong (крыло), fook (поддавливать, контролировать), jut (придавливать, подавлять), gaun(культивировать, возделывать - в значении подрезать, подрубать и т.п. сельскохозяйственных значениях), и huen (круг, окружность, кольцо).

В сочетании с шагами, углами, ощущением и распознанием движений противника (направлений и интенсивности прилагаемых им усилий), в дополнение к методам выдачи собственного усилия, перечисленные концептуальные принципы могут быть объединены в один комплекс (форму), в разных вариациях (т.е. с бесчисленным количеством возможных перестановок их местами в комплексе).  

Исторически шест в основном использовался пешими воинами Китая, во время войны как древко копья. Его длина колебалась в диапазоне от семи до девяти футов в длину, при этом у основания он был более толстым, а затем сужался до одного дюйма в диаметре на кончике. Шест это достаточно тяжелое оружие, требующее от использующего его человека правильного согласования каждого движения шестом со структурой, положением и движением тела.

Тренировка с шестом в стиле Вин Чун основана на шаолиньских техниках владения шестом. Однако оригинальная последовательность движений была упрощена и сокращена. Тренинг был изменен, чтобы включать в себя оба варианта удержания и использования шеста - как в левосторонней, так и правосторонней позиции. Хват шеста (расстояние между руками, удерживающими шест - примечание Алексея Дудина), был уменьшен, чтобы соответствовать ширине плеч практикующего (при высоком мастерстве исполнения это расстояние сохраняется в течение всей практики работы с шестом). В программу обучения Вин Чун было включено упражнение chigwan (склеенные, "прилипшие" шесты). Опытный практик стиля Вин Чун обращается с шестом так, как если бы это была зубочистка. Это означает, что шест нужно использовать не как длинное и тяжелое оружие, а как легкое и маневренное оружие".

Complete Wing Chun. The Definitive Guide to Wing Chun`s History and Traditions. Robert Chu, Rene Ritche, Y. Wu, First published in 1998 by Tuttle Publishing as imprint of Periplus Editions (HK) Ltd, ISBN 0-8048-31416, pages 16-17 (на русском языке книга не издавалась, перевод фрагмента (цитаты) с английского языка произведен Дудиным А.С., 2014)

 

 

"Защита в Винг Чунь основана на защите центральной линии, а руки и ноги размещаются таким образом, чтобы тело было максимлаьно защищено. позиция рук представляет собой идеальную основу для одновременной атаки и защиты. Защищая центральную линию, необходимыо вынудить оппонента обойти вышу ведущю руку, выбрав более длинный путь. Из-за более длинной дистанции его движение замедляется, поэтому его легче замечать и блокировать".

Вильям Ченг, Туник И.Ю. Учебник традиционного Винг Чунь - Киев: ЧП "Издательство "Стародавнiй Свiт", 2011, стр. 18

 

 

"Стиль Вин Чун мечи-бабочки был разработан для самообороны, и его целью было выведение из строя нападающего. Обучаясь этому оружию, надо всегда помнить его изначальные цели и задачи. Чтобы сохранить традиционный уровень мастерства, нужно тренироваться так, как будто вы участвуете в настяощем бою. В борьбе с любым оружием нельзя позволить себе быть небрежным, потому что одна единственная ошибка может стоить жизни. Практикующий при любой возможности должен захватить инициативу и вывести из строя противника".

Вильям Чеун. Вин Чун кунг-фу, мечи-бабочки (перевод с английского Литвинова О.Н.), Кишинев, ЧП "Старт", 2002, стр. 85

 

 

"Семинар с мастером Хо Кам Мин. 

В течение его первого визита в Соединенные Штаты (Май 1989) мастер Вин Чун Хо Кам Мин предоставил бесценную информацию, которая прояснила многие аспекты Вин Чун Кунг Фу. В течение двух дней семинара в Тусоне, в Аризоне, мастер Хо получал «горячие» вопросы в течение восьми часов от более чем 60 посетителей. Это был настоящий подвиг.

 

Yee Jee Kim Yeung Ma

 

Вопрос: Можно ли использовать Yee Jee Kim Yeung Ma как боевую позицию?

Мастер Хо: Нет необходимости, используйте естественную боевую позицию.

 

Вопрос: Каков лучший способ проверить позицию, чтобы определить правильную дистанцию между ступнями?

Мастер Хо: Позиция основана на высоте тела. Высокий человек имеет более широкую позицию, позиция невысокого человека будет меньше.

 

Вопрос: Почему пальцы (носки стоп - прим. Алексея Дудина) вовнутрь в нашей позиции?

Мастер Хо: Если ваши пальцы указывают внутрь, когда вы практикуете повороты или смену углов - это проще. Если ваши пальцы (носки стоп - прим. Алексея Дудина) направлены наружу – поворот тормозится.

 

Siu Lim Tau

 

Вопрос: Из позиции Fok Sau некоторые люди выполняют Taan Sau перед движением Huen и Wu Sau. Это правильно?

Мастер Хо: Когда вы поворачиваете руку в такой манере это применение (один из вариантов применения движений - прим. Алексея Дудина). Когда вы выполняете базовую форму, не делайте Tan Sau, это может напрячь мышцы. В форме просто круг и Wu Sau.

 

Вопрос: Если кто-нибудь пожелает научить другого хорошо выстроить Siu Lim Tau, что бы вы посоветовали?

Мастер Хо: Скажите ему не использовать чрезмерное напряжение, просто выполнять движения, не форсировать их.

 

Вопрос: Могли бы вы прокомментировать практику Chi Kung (Ци Гун). Вин Чун это буддистский стиль, верно? И еще, что вы думаете о даосском Chi Kung (Ци Гун), как практике в Siu Lim Tau?

Мастер Хо: Когда вы делаете форму, не беспокойтесь о Chi Kung (Ци Гун). Просто работайте над позицией, беспокойтесь о технике.

…"

 

A seminar with Master Ho Kam Ming, Compiled and edited by Curt James, Included on Wing Chun World courtesy of Wing Chun Chinese Martial Arts Association, http://www.wingchun.org/read/hokaming.html (на русском языке интервью не публиковалось, перевод фрагмента (цитаты) с английского языка произведен Дудиным А.С., 2015)

 

 

"Настоящий шест, используемый в Wing Chun, это очень длинное оружие, обычно составляющее от 8 до 12 футов в длину. Поэтому неудивительно, что это оружие не вращается и не используется так, как это можно увидеть в других боевых искусствах. Это в основном «одноглавое» оружие, удерживаемое за один конец и используемое для уколов, подобно атакам копьем, а также используемое для коротких отклоняющих движений с целью защиты.
...
Техники включают следующие действия (по крайней мере, в версии формы Luk Dim Boon Gwan, которой обучал мой учитель, покойный Вон Шун Ленг):

1. Fong Lung Cheung («Высвобождение дракона – действие копьем»). Протыкающее/ударное движение в форме, которое является ее основным атакующим действием.

2. Ping Cheung («Уровневое действие копьем»). Толкающее и тянущее действие в форме, подобное Lan Sаuв кулачных формах.

3. Leung Yi («Два хода»). Действие, которое напоминает техники Jat Sau и Jam Sau в кулачных формах. Это называется «Leung Yi», потому что это позволяет нам одним действием осуществить защиту и им же атаковать (или быть в готовности атаковать).


4. Lau Soi («Перемещение/перемешивание воды»). Это движение в форме с шестом эквивалентно таким действиям как Bong Sau и Gaan Sau.


5. Kam Gwan («Накрывающий шест»). Движением, которое следует за Lau Soi, является шест, накрывающий оппонента и сбивающий его вниз. Это сродни увеличенному действию Jat Sau.


6. Dang Gwan («Восходящий шест»). Это дугообразное/поднимающее движение, выполняемое в начале и в конце формы с шестом, в манере движения Lan Sau, которое может быть применено как для наступления, так и для обороны.


6.5. Che Cheung («Нисходящее действие копьем»). Возвращающее/опускающее шест движение в самом конце формы с шестом, используемое для перехвата оружия противника (или ноги противника), когда атака идет по нижней линии сзади. Это что-то вроде «экстренного» действия, используемого для исправления неудачного положения из-за чрезмерно (сильно и амплитудно – прим. Алексея Дудина) выполненного движения. Его можно сравнить с Suen Kuen («Струнным ударом») в форме ChamKiu.

Che Cheung является седьмым, упомянутым ранее, действием, но оно считается «половиной движения» по двум конкретным причинам. Первой из них является тот факт, что, это связано с фольклором Вин Чун. Если это действие использовать для удара по рисовой бумаге, оно оставляет на ней след в форме «полумесяца/полукруга», в то время как все остальные действия оставляют после себя «полный круг».

Оно также является единственным ударным действие, совершаемым с полностью вытянутыми руками, в связи с чем, считается «половиной движения» по сравнению с остальными. Этот факт также делает его потенциально самым трудным действием для овладения и выполнения.

Luk Dim Boon Gwan: The Sound of One Arm Fighting, автор статьи - David Peterson, статья впервые была опубликована в журнале № 7 "Wing Chun Illustrated", 2012 год (на русском языке статья не издавалась, перевод фрагмента (цитаты) с английского языка произведен Дудиным А.С., 2016) 

 

 

"Сифу Лэм описывает систему Вин Чун Вон Шун Ленга/Гэри Лэма (Wong Shun Leung/Gary Lam Wing Chun) как имеющую пять ключевых направлений обучения. Эти направления служат для классификации основной части техник открытой руки (безоружных техник – прим. Алексея Дудина), которые развиваются в ходе всего опыта тренировок, давая общую основу для всей системы. Кроме того также изучается деревянный человек (muk yan jong), Шест Дракона (luk dim boon guan) и Двойные Ножи (baat jaam do).

Направления сопровождаются подробным описанием каждого из них:

– Crossing hand (скрещенная рука) – техники ударов;

– Closing (сближение/работа в близи) – грепплинг стоя (борьба в стойке – прим. Алексея Дудина);

– Footwork (работа ног) – удары ногами и разрушение ног (разрушение позиции противника посредством атаки ног противника – прим. Алексея Дудина)

– Pushing (толкание) – одной и двумя руками;

– Pulling (рывки, тянущие движения) – снаружи, изнутри и с поворотом".

 

«GARY LAM WING CHUN - AN INTRODUCTION», Originally Written By Sifu Greg LeBlanc 2014 Revision by Tony Shou, http://www.garylamwingchun.com/article/glwcintro (на русском языке статья не издавалась, перевод фрагмента (цитаты) с английского языка произведен Дудиным А.С., 2015)

 

 

"Сифу Лэм называет деревянный манекен вашим вторым тренером (или вторым Сифу). Это обусловлено тем, что, когда вы тренируетесь на манекене, он будет исправлять ваши действия, вашу позицию, помогать вам развивать силу, и, если применять их (действия - прим. Алексея Дудина) правильно, то тренировать тайминг. Работая в полную силу, занимающийся должен думать о том, что делает манекен (противник, которого имитирует манекен – прим. Алексея Дудина), представляя себя в ситуации реального столкновения. Он должен объединить его (занимающегося – прим. Алексея Дудина) действия с его намерениями и стараться использовать его эмоциональную силу (Sam Yi Hap Yat).

Занимающийся, тренирует жесткие и мягкие действия (инь и ян руки), это часто зависит от того когда и как его конечности теряют контакт с манекеном.

Он развивает способность применять мягкую и жесткую ударную мощь (инь без энергии ян и ян без энергии инь) и то, как не допустить, чтобы эта мощь прошла мимо и поэтому не попала в цель.

Решающее значение для надлежащей подготовки является создания пружинящего движения в манекене. Согласовывая работу ног с этим движением, занимающийся использует отдачу манекена для тренировки тайминга и позиции. Muk Yan Jong (деревянный манекен – прим. Алексея Дудина) как и многие другие вещи в Вин Чун кажется простым, но достижение мастерства может занять годы".

 

«WOODEN MAN TRAINING - FIGHTING THE SHADOW ENEMY», Originally Written By Sifu Greg LeBlanc 2014 Revision by Tony Shou, http://www.garylamwingchun.com/article/woodendummy (на русском языке статья не издавалась, перевод фрагмента (цитаты) с английского языка произведен Дудиным А.С., 2015)

 

 

"В Вин Чун Кунг Фу есть поговорка «Во-первых смелость, во-вторых сила, в-третьих техника», это свидетельствует о большой важности готовности сражаться и способности успешно выполнять техники.

Развитие силы в Вин Чун Кунг Фу основывается в первую очередь не на мускульной силе, а на знании механики тела, суставов/силы сухожилий и использовании против противника его же собственной силы.

Это сила, основанная на суставах/сухожильной силе, называется структурной силой и она является ключом к пониманию того, как передать силу (усилие) используя работу ног Вин Чун и в старые времена была одной из тайн внутреннего круга Вин Чун.

В Вин Чун сила идет от соединения с землей или происходит от движения и скорости тела (импульса). Сила в Вин Чун также зависит от сильной эмоции (называемых Geng Ging), создающей взрывную жесткую атаку.

Получение ударной силы от соединения с землей или от координации массы тела в движении, обычно, называют структурной Силой. Структурная сила это понимание концепции Точек Силы в теле и того как они относятся к использованию углов суставов в унисон. Точки Силы являются ключевыми областями на теле, связанные (объединенные) с 12 крупными суставами, когда стабилизируют максимальную передачу силы через тело и в цель.

Важнейшими точками силы являются лодыжки, колени, бедра, плечи, локти и особенно запястья. Хитрость по правильному использованию Точек Силы это основная часть базовых концепций и навыков составляющих краеугольный камень теории силы и практики Вин Чун.  

Сифу Гэри Лэм из Монтерей Парк Калифорнии описывает Шест Дракона (шест, используемый в стиле Вин Чун – прим. Алексея Дудина) как важный тренинг для развития того, что он называет Внутренняя Сила. Внутренняя Сила это термин, используемый для описания использования тела, выстроенного в определенную структуру, в движении, сопровождаемом умственной и эмоциональной нацеленностью (концентрацией) на одной точке выражения.

…"

«WING CHUN POWER TRAINING», Originally Written By Sifu Greg LeBlanc 2014 Revision by Tony Shou, http://www.garylamwingchun.com/article/power (на русском языке статья не издавалась, перевод фрагмента (цитаты) с английского языка произведен Дудиным А.С., 2015)

 

 

"Geng Ging является кантонским выражением, которое означает, что вы должны погрузиться в «темную сторону» силы и с мужеством предстать перед лицом насилия со стороны решительного врага. Если вас грабят или кто-то пытается вас изнасиловать, вы должны атаковать нападающего. Вы должны идти вперед против этого насилия, и что может быть трудно, должны перестать быть хорошим человеком, который никогда не повредит кому-либо рядом. Сифу Лэм говорит, что вы должны развивать переключатель, который вы можете включать и выключать по желанию. Когда вы включите его, вы атакуете с непоколебимой решительностью".

Geng Ging and the Thin Red Line, by Steven Moody, http://www.snakevscranewingchun.com/geng-ging-and-becoming-a-monster/ (на русском языке статья не издавалась, перевод фрагмента (цитаты) с английского языка произведен Дудиным А.С., 2015)

 

"Мы все знаем как утомительно тренироваться, но на свете нет ни одного мастера боевых искусств, который мог бы отрицать важность хорошей работы ног. Независимо от того, насколько быстрыми или мощными могут быть ваши удары руками и ногами, без умения перемещаться никакие ударные техники не смогут быть результативно использованы (поскольку они не будут достигать цели). Еще более важным является умение уклоняться от атаки противника, оставаясь при этом в выгодной позиции; следовательно, работа ногами, какой бы утомительной она ни была - это навык, который нужно тренировать постоянно - и должным образом!
Для того чтобы работа ног была идеальной и применимой в реальных условиях, требуется не только постоянно практиковаться, но и опираться в своей практике на конструктивно и логически обоснованные принципы.
Многие техники работы ногами, практикуемых в различных боевых искусствах, могут хорошо показывать себя в условиях относительной безопасности тренировочного зала, на соревнованиях или заранее подготовленных демонстрациях. Когда же дело доходит до «настоящих действий», к сожалению, они не приносят результата.
Методы работы ног по системе Вин Чун кунгфу соответствуют требованиям реального боя.
Что делает работу ног по системе Вин Чун кунгфу хорошей?
Говоря просто - соответствием трем основным принципам системы Вин Чун: ПРОСТОТЕ, ПРЯМОЛИНЕЙНОСТИ и ЭФФЕКТИВНОСТИ.
Простота связана с тем, что работа ног Вин Чун полностью базируется на одной позиции «Yi Ji Kim Yeung Ma» (которую обычно называют «Козьей позицией») и вариациях этой позиции, возникающих естественным образом на основе ее структуры.
Прямолинейность связана с тем, что позволяет всегда использовать кратчайшее расстояние между защищающимся и атакующим (ими), без каких-либо лишних движений или поз.
И, наконец, эффективность подразумевает небольшие изменения позиции, чтобы оставаться в непосредственной близости от нападающего (предпочтительная дистанция боя вин чун и дистанция, с которой чаще всего сталкиваются на улице), что позволяет максимально контролировать противника и сокращать время, доступное противнику для каких-либо контрмер. Также эффективность обусловлена использованием структуры позиции, позволяющей добиться максимальной мощности с минимальными усилиями, не нарушая равновесия или целостности позиции. Все это значительно облегчает естественную реакцию на внезапные изменения ситуации".

David Peterson. WSL Ving Tsun Kuen Hok. An Overview in the Form of Essays, Mui Fa Publishing, 2016, pages 205 (на русском языке книга не издавалась, перевод фрагмента (цитаты) с английского языка произведен Дудиным А.С., 2024)

 

"Называемое душой Вин Чун Чи Сао в его продвинутой форме является свободным навыком чувствительности, в идеале обучающее занимающегося не только тому как ударить оппонента, но еще и тому как чувствовать и контролировать его атакующие действия. Чи Сао предоставляет занимающимся возможность получить опыт использования техник Вин Чун и, при этом, быть способным вернуться домой с тем же количеством зубов с которым они приходили.

Чи Сао это не только это не только овладение движениями тела, это еще и развитие умственных и эмоциональных качеств, необходимых для достижения успеха в обучении Вин Чун. Качества, которые должны быть поняты и применены на высоком уровне, охватывают концепции такие как «Sam Yi Hap Yat» (ум и тело едины, мысль и действие вместе) должны быть действительно поняты и сделаны своим собственными.

Сифу Лэм всегда говорит, что все должны идти по той же дороге развития; каждый шаг в тренировке должен быть освоен без исключения. Если занимающийся желает взойти к вершинам мастерства в Вин Чун, он/она должен освоить не только физический аспект искусства, но и хорошо его/ее собственный ум и эмоции".  

«GARY LAM WING CHUN - AN INTRODUCTION», Originally Written By Sifu Greg LeBlanc 2014 Revision by Tony Shou, http://www.garylamwingchun.com/article/glwcintro (на русском языке статья не издавалась, перевод фрагмента (цитаты) с английского языка произведен Дудиным А.С., 2015)

 

 

"Когда кто-то впервые видит форму Luk Dim Boon Gwan, используемые стойки и работа ног наводят на мысль, что она сильно отличается от остальной системы. Было даже предположение, что эта форма была введена в систему на более позднем этапе развития Вин Чун, и имела происхождение из другой системы Кунгфу.
...
Фактически, как сказано в первых параграфах этого эссе, лучшим описанием этой формы может быть "однорукий" Вин Чун. В основном, то, что форма напоминает больше всего, - это способ, которым, возможно, придется сражаться, если он ограничен только одной стороной тела, при этом все еще используя концепции и стратегии Вин Чун. Если бы это было так, например, из-за травмы одной руки, разумным способом борьбы было бы использование чрезвычайно коротких отклоняющих движений и точных прямых колющих атак. С одновременным уменьшением своей уязвимой зоны и увеличением дистанции на которой можно поразить противника.
Это именно то, что мы видим в форме Luk Dim Boon Gwan. Из-за характера оружия, которое является длинным и тяжелым, стойки и работа ног, а также способ использования рук и тела приобретают несколько измененный формат. Сами по себе руки не могут генерировать достаточно энергии для эффективного перемещения оружия, поэтому ноги выполняют роль плеч, а руки находятся «в связке» с ногами во время практически всех защитных действий, чтобы черпать силу из позиции.
Для этого при атаке используется низкая "Позиция лошади" (Sei Ping Ma). При этом локоть дальней руки держит близко к телу, а тело находится боком (по отношению к цели - прим. Алексея Дудина), генерируя таким образом большую силу, черпая ее от земли (стабильной устойчивой позиции - прим. Алексея Дудина)».
...
При использовании Baat Jaam Do чрезвычайно важно понимать, что из-за длины и веса оружия некоторые идеи относительно корпуса должны быть изменены. То же самое и с Luk Dim Boon Gwan, как ранее обсуждалось в эссе об оружии. Однако в случае с ножами это больше связано с руками, чем с ногами. В частности, при использовании Baat Jaam Do, роль, которую играет локоть в безоружных техниках, в большинстве движений берет на себя запястье, а сами лезвия берут на себя роль, которую играют предплечья".

David Peterson. WSL Ving Tsun Kuen Hok. An Overview in the Form of Essays, Mui Fa Publishing, 2016, pages 63-64, 78-79 (на русском языке книга не издавалась, перевод фрагмента (цитаты) с английского языка произведен Дудиным А.С., 2020)

 

 

 

Подборка цитат произведена Алексеем Дудиным

www.winchun34.ru