+7 (927)257-78-57
Волгоград, Красноармейский район
Место и время тренировок в разделе "Расписание"
Несколько важных вопросов о деревянном манекене Вин Чун - интервью Дмитрия Затуло для Алексея Дудина

Несколько важных вопросов о деревянном манекене Вин Чун - интервью Дмитрия Затуло для Алексея Дудина

Русская и английская версия текста. Английская версия размещена ниже.

Russian and English version of the text. The English version is available below.

 

Дмитрий Затуло

Деревянный манекен является тренажером, при помощи которого люди изучающие стиль Вин Чун, оттачивают и совершенствуют свою технику защитных и атакующих действий, а также технику перемещений и передвижений.

Несмотря на то, что деревянный манекен (в том или ином виде) как тренажер можно встретить в различных видах восточных единоборств, многие практики боевых искусств прочно ассоциируют его именно со стилем Вин Чун.

Вопросы о том какие бывают виды конструкции деревянного манекена Вин Чун, можно ли изготовить манекен самому, на каком этапе изучения стиля Вин Чун стоит начинать работу с манекеном и им подобные зачастую становятся предметом острых дискуссий и споров на просторах Интернета. При этом, что интересно, многие виртуальные спорщики, позволяющие себе на просторах Интернета категоричные высказывания, комментарии и советы относительно манекена Вин Чун, не являются высококвалифицированными специалистами ни в техниках стиля Вин Чун, ни в изготовлении манекенов.

Чтобы узнать мнение компетентного человека по наиболее часто встречающимся вопросам об изготовлении и работе с манекеном Вин Чун, я решил пообщаться с Дмитрием Затуло, который более 25 лет не только изучает стиль Вин Чун, но и занимается изготовлением деревянных манекеном для людей, практикующих данный стиль боевых искусств.

География его работ поистине широка. Во-первых, это Россия (Москва, Санкт Петербург, Саратов, Красноярск, Владикавказ, Сыктывкар, Нижний Тагил, Орск, Краснодар, Новосибирск,  Калининград, Волгоград, Тольятти, Майкоп, Самара, Нижний Новгород, Воронеж, Саранск, Армавир и другие города), во-вторых, ближнее зарубежье (Казахстан), в-третьих, это дальнее зарубежье - США (Нью-Йорк) и Китай (Гонконг).

Кроме того важно отметить, что одна из последних работ Дмитрия Затуло была использована на 1-м официальном Чемпионате России по Вин Чун, организованном Федерацией Ушу России в феврале 2015 года.

Одним словом, Дмитрий это действительно компетентный человек в вопросах изготовления и работы с манекеном Вин Чун.

 

Алексей Дудин

- Дмитрий, здравствуйте! Поделитесь Вашим мнением что такое деревянный манекен в стиле Вин Чун, как он устроен, какими свойствами должен обладать, и для чего вообще он нужен.

Дмитрий Затуло

- Здравствуйте, Алексей! Деревянный манекен в стиле Вин Чун можно назвать очень важным партнером-помощником в освоении принципов и постановке техник стиля. Существует несколько манер тренировки с деревянным манекеном. Каждую из них метафорически можно соотнести с одной из четырех общеизвестных для европейцев стихий. Старт практики это «Земля». На этом этапе изучается порядок движений. Это можно сравнить с изучением азбуки. Это фундамент, такой же прочный как и земля. Далее «Вода». На этом этапе техника подвергается шлифовке. Движения должны стать легкими и естественными. Техники должны плавно сменять друг друга в зависимости от дистанции и угла на которых практик находится по отношению к манекену, подобно тому как движется поток воды обходя возникающие на его пути препятствия. «Огонь» дает возможность выпустить силу, драться с манекеном как с реальным противником, с учетом того, что он изначально более сильный и жесткий. Кроме того, манекен - это противник обладающий более коротким чем у человека временем ответной реакции, что требует от практика полной концентрации. «Воздух» это естественная ситуационная манера сочетающая в себе мягкость воды и силу огня.

Устройство манекена на первый взгляд очень просто и лаконично. Обычно это бревно (тело), три руки и нога. Поскольку сейчас в мире существуют различные линии и направления стиля Вин Чун, то размеры манекена могут достаточно сильно разнится у представителей разных школ.

Часто на манекен устанавливаются различные мишени на ударные поверхности на верхнем, среднем и нижнем уровне. Мишени могут быть сделаны из толстой веревки (например, пеньковой), обмотанной вокруг соответствующих секторов манекена, либо в виде некоего подобия боксерских лап, изготовленных из кожи (кожезаменителя) и уплотнительного вещества (войлока, пенополиэтилена и т.п.) и размещенных на соответствующих секторах манекена.

Это нужно для полноконтактной, и в тоже время, безопасной практики. Деревянное тело манекена можно сравнить со скелетом, а мишени с мышцами и кожей. Таким образом, практик может в полную силу выполнять удар глубиной в пять сантиметров, привыкая бить внутрь цели.

Оптимальным вариантом установки манекена считается размещение его на раме (или мини-раме) - своеобразных деревянных «пружинах» которые дают конструкции определенную амплитуду свободного хода. Также достаточно часто используется вариант с установкой манекена в стальной «стакан». При этом также обеспечивается некоторая возможность свободного хода конструкции.

В зависимости от практикуемых техник этот свободный ход может варьироваться. Помимо свободного хода всей конструкции свободный ход имеют все конечности манекена. Это основное условие! Манекен Вин Чун должен быть ЖИВЫМ и давать ответную реакцию на действия практика. Иначе нет возможности воплотить в ходе тренировки принципы Вин Чун и вся конструкция превращается в имитацию манекена, не более чем достаточно дорогую вешалку для одежды в китайском стиле. Важно понимать, что манекен Вин Чун это не некий аналог боксерского мешка, а специализированный тренажер, имитирующий неудобного и жесткого противника.

 

Алексей Дудин

- Одни люди считают что манекен изготавливается по неким классическим чертежам и, соответственно, он не должен никоим образом изменяться (в плане габаритов, длины рук и т.п.). Другие напротив говорят о том, что манекен, чтобы он приносил пользу занимающемуся, должен быть в обязательном порядке изготовлен под индивидуальные параметры соответствующего человека. Что Вы скажете по этому поводу?

Дмитрий Затуло

- Да, существует много мнений о размерах и пропорциях манекена. Существует достаточно много интерпретаций стиля Вин Чун. Зачастую, возглавляющий соответствующую линию или школу мастер, вносит определенные изменения в технику стиля и, соответственно, это может вовлечь изменение размера и конструкции манекена. Есть канонический размер манекена Вин Чун для стиля, идущего от Грандмастера Ип Ман. Размеры его общеизвестны и определены практикуемыми техниками. Габариты манекена могут изменяться в зависимости от размеров практика, его роста, длины рук и ног, индивидуальных пропорций. Это общедоступная информация. Нет смысла её повторять.

Я изучал различные варианты манекенов в ходе моей практики Вин Чун. Я общался с практикующими Мастерами и Грандмастерами в России, Европе и Гонконге. Реально практикующий Мастер может точно аргументировать применение тех или иных размеров в конструкции манекена.

Я думаю, что если есть возможность, то нужно изготавливать манекен с учетом параметров практикующего человека и версии практикуемых им техник. Это даст наилучший результат. Но можно использовать и некий усредненный вариант с возможностью подгонки под рост и возможностью замены конечностей. Это актуально для залов где тренируются несколько человек.

 

 

Алексей Дудин

- Вы упомянули, что существует два основных варианта установки готового манекена - на раме (или мини-раме) и в «стакане». В чем основные плюсы и минусы каждого варианта?

Дмитрий Затуло

- Манекен устанавливается исходя из существующих возможностей. Так называемая «классическая» конструкция на раме (мини-раме) имеет высокий уровень устойчивости. В тоже время она не всегда возможна к использованию, поскольку требует максимально жесткого крепления рамы (мини-рамы) к полу или стене, либо комбинированного крепления и к полу и к стене.

Поэтому возможен вариант использования манекена, установленного в «стакане». Диаметр «стакана» делается чуть больше чем диаметр бревна из которого сделан манекен. Свободное пространство между бревном и внутренним диаметром «стакана» заполняется резиновыми вставками для создания свободного хода манекена и «пружинного» эффекта. Это дает возможность устанавливать манекен в помещениях малой площади или работать на манекене там, где нет возможности его стационарной установки.

И в том и в другом случае важно чтобы конструкция была ЖИВОЙ.

Это можно реализовать в любом варианте установки манекена, вопрос в понимании задачи и желании сконструировать именно работоспособное изделие. К минусам компактных конструкций без крепления к поверхности стены и/или пола можно отнести то, что они не имеют абсолютной устойчивости. Такова цена компактности и мобильности. Но на таких конструкциях также возможна тренировка в полную силу. Вопрос только в использовании правильных техник и методик стиля Вин Чун.

 

Алексей Дудин

- На каком этапе изучения стиля Вин Чун по Вашему мнению имеет смысл начинать работать с манекеном?

Дмитрий Затуло

- Вопрос в том, как именно практиковаться на манекене? Существуют начальные варианты для отработки. В качестве примера, это укрепление рук, отработка перемещений, простые варианты сочетания работы руками и шагов. Такой вариант тренировки можно использовать с самого начала практики Вин Чун. Манекен дает возможность посмотреть на алфавит Вин Чун с другой стороны.

По мере совершенствования техник Вин Чун сложность работы с манекеном будет возрастать естественным образом.

Из моего личного опыта. Мой СиФу Танг Чунг Пак преподает Вин Чун как комплексную систему в которой все техники включая манекен и шест взаимно дополняют друг друга, открывая различные грани стиля. Одновременная практика форм, манекена и парных упражнений позволяет увидеть и почувствовать стиль во всей его полноте.

 

На фото (слева - направо): Владимир Едзиев, Дмитрий Затуло, Олег Султанов, Михаил Швецов.

 

Алексей Дудин

- Для практика Вин Чун есть три способа обзавестись манекеном - изготовить самому, приобрести готовый манекен или заказать изготовление манекена под индивидуальные параметры у специалиста. Начнем с первого варианта. Как Вы считаете, реально ли среднестатистическому любителю стиля Вин Чун самостоятельно изготовить качественный манекен? И если да, то на что нужно обратить внимание при изготовлении?

Дмитрий Затуло

- Я думаю, что любитель Вин Чун должен подойти к построению манекена как к практике кунг фу, то есть досконально изучить вопрос и вложить душу в эту работу. Тогда всё будет возможно. Сейчас имеется много открытых источников, это книги, видео и возможность обсуждения. Я не могу сказать что это легко и просто. Всё решаемо, если сильно постараться. Очень важно хотеть построить именно МАНЕКЕН ВИН ЧУН, а не предмет на него отдалённо похожий.

 

Алексей Дудин

- В том случае, если мы говорим о втором варианте - о приобретении готового манекена, то на какие моменты готового изделия, Вы бы рекомендовали обратить внимание?

Дмитрий Затуло

- Манекен Вин Чун должен быть именно им. Это должно быть ЖИВОЕ изделие дающее ответ на Ваши действия. Манекен должен амортизировать, иметь свободный ход. Он должен поддаваться воздействию и только потом упираться навстречу и начинать отталкивать практика. Размер этого свободного хода разнится в зависимости от типа тренировки и версии стиля. Но этот свободный ход должен присутствовать ВСЕГДА! «Мёртвый» манекен может нанести большой вред здоровью практика. Это как минимум покалеченные суставы рук и «снежный ком», который нарастет в последствии - проблемы с позвоночником и внутренними органами. Дело в той «отдаче» которая идет от «мертвого» манекена. Особенно опасно такое устройство при отсутствии рядом с практиком опытного наставника.

 

Алексей Дудин

- И наконец, если мы рассматриваем третий вариант - заказ изготовления манекена под индивидуальные параметры у специалиста, какие моменты следует обсудить с изготовителем и на что важно обратить внимание в процессе оформления заказа?

Дмитрий Затуло

- Заказ у специалиста? Первый вопрос — практикует ли этот специалист Вин Чун или другие боевые искусства? Очень многие известные в мире производители тренажеров сами практикуют соответствующие боевые искусства на постоянной основе. Либо приглашают серьезных мастеров курировать производство таких изделий.

Не соглашайтесь на простое столярное копирование размеров манекена. Подобно тому как хороший переводчик не будучи «в теме» может допустить серьезные огрехи перевода (например, перевести названием стиля WingChun с английского как «Крыло Чун»), так и столяр, не имеющий опыта в боевых искусствах, может сделать качественное столярное изделие внешне похожее на манекен Вин Чун, но таковым не являющееся.

Поинтересуйтесь репутацией изготовителя, выполненными заказами, пообщайтесь с людьми. Сейчас эра Интернета, можно найти честный отзыв. Манекен это друг который будет рядом с Вами много лет. Это не просто модная игрушка, это «точильный камень» для практика боевых искусств. Организуйте детальное обсуждение Вашего заказа. Задавайте больше вопросов. Закажите обратный звонок и постарайтесь обсудить все детали возможного заказа в ходе живого общения.

 

Алексей Дудин

- Дмитрий, благодарю Вас за то, что нашли время и возможность ответить на вопросы. Уверен что Ваше мнение и Ваш опыт будут полезны для всех практиков стиля Вин Чун.

Также, пользуясь случаем, хочу поблагодарить Вас за манекен, изготовленный для меня, с учетом моего роста и других параметров. С ним удобно и приятно работать. Вы действительно специалист своего дела.

Дмитрий Затуло

- И Вам спасибо.

До свидания.

 

(июль 2015 г.)

 

 


Some important questions on the Wing Chun’s style wooden dummy –

Dmitry Zatulo’s interview for Dudin Alexey.

 

Wing Chun’s wooden dummy (hereinafter - WD) is a simulator whereby people who study Wing Chun’s style, can hone skills and polish their technique of blocking and attacking actions as well as the technique of moving and walking.

In spite of the fact that WD (in one form or another) as a simulator can be found in different places for different types of martial arts, most of experts are associated it with the Wing Chun’s style.

The following questions: the types of WD construction, the possibility of manufacturing the WD by oneself, at which stage one should practice with WD and others are the subjects of fierce disputes into the Internet. It’s interesting that lots of the disputers are not highly qualified specialists of the Wing Chun’s style or simulators’ manufacturer.

In order to get a professional opinion on the row of questions, I’d decided to meet Dmitry Zatulo, who has been studied the Wing Chun’s style for 25 years, and manufactured WD for people practicing the style of martial arts.

His works geography is wide. First of all, it’s Russia (Moscow, St. Petersburg, Saratov, Krasnoyarsk, Vladikavkaz, Nizhniy Tagil, Orsk, Krasnodar, Novosibirsk, Kaliningrad and others), Kazakhstan, USA (New-Your), and China (Hong-Kong).

More than that, it’s important to stress, that the last work of DZ was used at the 1-st Russian the Wing Chun Championship of Russia which was held Feb., 2015.

So Dmitry Zatulo is highly qualified specialist in the questions.

 

Alexey Dudin

- Dmitry, Hi! What is your opinion on the Wing Chun’s style wooden dummy, its construction, properties and purpose?

Dmitry Zatulo

- Hi, Alex! The Wing Chun’s style wooden dummy should be called the main partner in mastering of the technique of the style. There are several trainings manners with WD. Figuratively, each of them could be related to one of the four powers very well known in European culture. The practice start is “Earth”. On that stage one should master the movements’ order. We can compare it with alphabetarian. It is a base, as solid as Earth. Next goes Water. The technique is polishing on that stage. The movement should become easy and natural. The techniques should change each other smoothly according to the distance and angle between the practical man and WD, like the flow of water passes through obstructions on its way. Fire allows the practical man to let off power, fight with WD as with real enemy, taking into account that the enemy is stronger and harder initially. At the same time, WD is an enemy with short response reaction demanding total concentration of practical man. Air is a natural situational measure combining softness of water and strength of Fire.

The construction of WD is simple and concise at first glance. Usually it’s a log (body), three arms and a leg. As far as there are different tendencies and schools of Wing Chun in the world, the WD’s sizes can be rather different.

The construction of WD is very simple and concise at the fist glimpse. As a rule, it is a log (body), three arms and a leg. As far as there are different styles and schools of Wing Chun’ style now, the sizes of WD can be different in different schools.

Very often one can fix different targets on the impact surface on high, middle and low level. The targets can be made of thick rope (e.g. hemp) winded around the fit WD section or in the shape of some Hook and Jab Pad, made of synthetic leather and jointing stuff (felt, foam polyethylene) which are places on the fit sections of WD.

It should be done for full-contact and safe practice at the same time. WD can be compared with the skeleton and targets with mouse and skin. So practicing man can perform the stroke in the full strength in depth of 5 cm getting used to hit inside the target.

The proper way of fixing the WD is placing it on the frame (or mini frame) – some wooden coils which can give some amplitude of free movement for the WD. The type of WD set into the steel glass is widely used as well. In that case it is provided some amplitude of free movement for the WD too.

Depending on practicing types that free movement can be different. Among the free movement of the whole construction, the free movement has got all legs of WD. It’s the main condition for its work. The Wd WC should be alive and give the response on practicing person. In other way there is no possibility to practice Wing Chun style and the whole construction becomes an imitation of WD such as expensive hanger for Chinese clothes, nothing more. It’s important to understand, that WD is not a kind of boxing bag, but a special simulator imitating uneasy and hard enemy.

Alexey Dudin

- Some people consider that the WD should be manufactured according some classical drawings and shouldn’t be changed in any way (sizes, length of legs and arms). Others say that WD should be manufactured in accordance with practical man parameters in order it would be useful for him. What’s your opinion?

Dmitry Zatulo

- Yes there are many opinion on sizes and proportions of WD. And there are lots of interpretation of Wing Chun’ style. Sometimes one can add some feature and it can be accompanied by further changers in WD. There is a canonic size of WD for the style coming from Grand Master Ip Man. Its sizes are common known and set by practicing people. Its sizes can be changed depending the sizes of practicing man. It’s a common information. We need not repeat it again.

I have been studied different WD on my practice Wing Chun and communicated with practicing Masters and Grand Masters in Russia, Europe and Hong Kong. Real practicing Master can proper define the necessity of usage some different constructions.

I think that if you have the chance to manufacture WD with definite parameters of a person and his versions, it would give the best results. As well as you can use some standard WD with the changeability of legs and arms and correcting the height. It’s important for sites with several practicing people.

 

Alexey Dudin

- You’ve mentioned two main types of setting the WD: on a frame (or mini frame) and in glass. What are their pluses and minuses?

Dmitry Zatulo

- It is the matter of possibilities. The classical construction is on frame, it’s very stable. But one cannot use it sometimes because it needs maximum hard fixing of the frame to the floor or the wall or combining fixing to the wall and floor. So the type with the glass is possible. The diameter of the glass is bigger a little than a log of WD. And the spare place is filled with rubber to get some free movement for WD and back spin. It allows placing WD into small rooms.

In all those cases it’s important to make the construction “alive”.

It can be performed for any version of placement, but the task is the goal understanding and realization and making an efficient construction. As for negatives of compact constructions without fixing to the wall or the floor, you can consider their imperfect stability. That is the price of compactness and mobility. But those constructions can be used in trainings in full force and effect. It’s important to use the right techniques and methods of Wing Chun.

 

Alexey Dudin

- At what stage should one practice WD?

Dmitry Zatulo

- There are initial stages for training. As an example: arm strengthening, movement practicing, simple combination of arms’ work and steps. That version can be used only at the initial stage of practicing Wing Chun WD allows to have another look at Wing Chun alphabet.

The more one polishes the technique, the more complicated the work with WD should be.

From my personal practice, my SiFu Tang Chung Pak teachers Wing Chun as a complex system when all techniques enlarge each other and reveal all features of the style. Simultaneous practice of forms, WD, and twin exercises allows seeing the practice at its all extent.

 

Alexey Dudin

- There are three versions to get WD for a practicing man: manufacture by oneself, buy a ready one or order manufacturing to a specialist under individual parameters. Let’s consider the firs one. What do you think of it? Is it possible for ordinary person to manufacture a quality WD? If so, on what elements should be paid attention?

Dmitry Zatulo

- I think one should pay special attention to the manufacture as well as to kun-fu practice, to studying the question deep. It can be solved as far as there are lots of open sources such as books, video and opportunity to discuss. You can decide it if you work hard on it. But it’s important to manufacture the WD, but not the slightest resemblance of it.

 

Alexey Dudin

- If we are discussing the second version: buying the ready WD. What should be paid attention on?

Dmitry Zatulo

- It has to be WD of Wing Chun exactly. It has to be an alive item responding to your actions. WD has to amortize and have a free movement. It must be workable under action, lean forward, push off the practicing man. The size of free movement differs and it depends on the training type and style version. But the free movement must be all the time! “Dead” WD can be dangerous for health of the practicing man. (damaged joints, inner problems afterwards etc.) The matter of response from WD, if it is “dead”, it’s really dangerous especially if there is not a mature teacher nearside.

 

Alexey Dudin

- At last, the third version: order from a specialists taking into account personal parameters. What should be paid attention at?

Dmitry Zatulo

- The first question is: does the specialist practiceW.Ch. or any other fighting arts ? The most famous manufactures of WD practice the fighting style by themselves. Or they can invite some serious masters to observe the process of manufacturing.

Don’t accept the simple copying the WD sizes. If the specialist don’t practice the style Wing Chun he can not manufacture the quality WD.

Inquire the reputation the manufacture, performed orders, communicate with different people. In the Internet you can find the information and honest responses. WD is going to be your true friend for a long time. It is not a fashion toy it’s a stone for fighting practice. Discuss all details of your order. Ask more questions.

 

Alexey Dudin

- Dmitry, thankyoufortheinterview. I'm sure your opinion will be useful to practitionersWing Chun. And thanks for thedummythat youhave done for me. It is madeto fit myheight andother parameters. I feel comfortable and pleasant when I work with a dummy.You are really an expert in their field.

Dmitry Zatulo

- Thankyou. Bye.

 

(July, 2015)

X