+7 (927)257-78-57
Волгоград, Красноармейский район
Место и время тренировок в разделе "Расписание"
Как знание китайского языка и истории может помочь лучше понять техники стиля Вин Чун - статья Алексея Дудина

Как знание китайского языка и истории может помочь лучше понять техники стиля Вин Чун - статья Алексея Дудина

 

Музруков Глеб Николаевич

В начале октября 2014 года в Федерации Ушу России прошел первый установочный всероссийский семинар по юнчуньцюань (Вин Чун). Семинар проводили приглашенные специалисты из Всекитайской ассоциации ушу - Ли Хэн Чан (7 дуань Вин Чун, профессор Всекитайской ассоциации ушу, представитель линии Ип Мана, ученик Вон Шун Ленга) и Гун Хуэй Пин (6 дуань Вин Чун, спортсменка, научный сотрудник Всекитайской ассоциации ушу), при содействии и участии Президента Федерации Ушу России Глеба Николаевича Музрукова и других сотрудников Федерации Ушу России.

В ходе семинара Президент Федерации Ушу России Глеб Николаевич Музруков рассказал о том, что более точно и глубоко понять техники стиля Вин Чун могут помочь не только регулярные тренировки, но и знакомство с историей и языком Китая.

В качестве иллюстрации сказанному Глеб Николаевич рассказал, что суть базовой позиции стиля Вин Чун 二字箝羊馬, звучащей на путунхуа как «эрцзы цяньянма», а на кантонском диалекте как «иджи кимюнгма» можно лучше понять, если знать два момента. Во-первых, что иероглиф 箝, входящий в ее написание, имеет значение «клещи», «зажим», «шипцы», а во-вторых, что сама позиция применялась в бытовых целях - для удержания ногами (за счет обращенных внутрь и сжатых колен) барана, козы или овцы. В руках в это время держали ножницы или иной инструмент, при помощи которого стригли шерсть удерживаемого животного.

Знание указанных моментов дает людям, изучающим Вин Чун, возможность понять, куда и как должно быть направлено усилие мышц ног в базовой позиции. Какое-либо другое название, из числа используемых некоторыми российскими практиками стиля Вин Чун, например, «позиция песочных часов», не дает понимания того, куда должно быть направлено усилие ног в этой позиции.

А, скажем, момент установления контакта с руками противника и удержание данного контакта в процессе выполнения упражнения 黐手, название которого на кантонском диалекте звучит как «Чи Сао», а на путунхуа – «Чи Шоу» можно лучше понять, если знать что иероглиф 黐, входящий в название данного упражнения, означает «клей». В старые времена он использовался для обозначения «липучки» для мух. А делали саму «липучку» весьма просто - пропитывали лист бумаги медом или другой сладкой субстанцией и размещали в месте, где было много надоедливых насекомых. Мухи, садясь на бумагу, тут же к ней прилипали и затем не могли от нее оторваться. Эти исторические данные позволяют получить «ключик» к упражнению, суть которого заключается в том, что контакт с руками партнера в ходе выполнения упражнения должен быть неразрывным, как будто бы руки человека, выполняющего упражнение «Чи Сао» («Чи Шоу») приклеились к рукам партнера.

Кроме того изучение истории позволяет понять почему одни и те же техники в исполнении разных мастеров зачастую имеют небольшие отличия друг от друга.

По этому поводу в ходе семинара Глеб Николаевич Музруков отметил, что зачастую манера и амплитуда движений в исполнении того или иного мастера определяется не чем иным как физиологическими особенностями – ростом, весом, комплекцией, большей или меньшей степенью подвижности суставов и т.п.

Не понимая этого, ученики разных мастеров, зачастую ориентируются только на внешний вид выполняемых ими движений (амплитуду, скорость, манеру выполнения) и нередко тратят силы и время на бесполезные споры о том кто из них более правильно выполняет ту или иную технику стиля. От их понимания ускользает тот момент, что обращать внимание нужно не только и не столько на внешний вид, сколько на суть и назначение того или иного движения, а также на то, насколько при его выполнении соблюдаются ключевые принципы стиля.  

В качестве примера сказанному Глеб Николаевич привел историю про российских учеников одного из мастеров шаолиньцюань, которые при выполнении удара запястьем несколько необычно держали пальцы кисти. Объясняли они свое движение тем, что именно так показывает движение мастер, школу которого они представляют в России.

В дальнейшем выяснилось, что у данного мастера не было фаланги на одном из пальцев, и в силу этого он не мог удерживать пальцы кисти во время выполнения ударного движения так, как это делали другие мастера шаолиньцюань. Что касается российских учеников, то они восприняли это как особенность их школы имеющую какой-то важный смысл и всячески стремились копировать движения мастера «один в один», несмотря на то, что все фаланги пальцев у них были на месте.

Отличия в программе обучения у разных мастеров также зачастую имеют довольно простые причины, связанные с условиями в которых проходили тренировки, а отнюдь не с «засекречиванием» тем или иным мастером отдельных техник.

Так, например, количество традиционных комплексов (таолу), изучаемых последователями мастера Ип Мана (имя которого на путунхуа звучит как Е Вэнь) отличается в меньшую сторону от количества традиционных комплексов (таолу), изучаемых в школе Чень Хуашуня в Фошане, представляемой в настоящее время его правнуком Чень Гоцзи. Последователями Ип Мана изучается всего шесть комплексов, в то время как в школе Чень Хуашуня их шестнадцать, причем некоторые из них включают в себя достаточно широкоамплитудные движения и перемещения.

Чень Хуашунь был мастером, к которому пришел изучать Вин Чун Ип Ман и у одного из старших учеников которого Ип Ман продолжил свое обучение после смерти Чень Хуашуня. Тот, кто интересуется данной темой, может найти и посмотреть в сети Интернет нескольких соответствующих сюжетов телепередачи «Тропой дракона», специально подготовленных Глебом Николаевичем Музруковым о фошаньских школах Вин Чун.

Ип Ман, обучая своих учеников в Гонконге, не показывал им каких-либо движений и перемещений, требующих для своего выполнения большого пространства.

Причиной тому, отметил Глеб Николаевич, было то, что тренировочное пространство, где Ип Ман обучал своих учеников, было очень небольшим, и там просто физически невозможно было изучать и тренировать традиционные комплексы (таолу) с широкоампитудными движениями и перемещениями.

В дополнение к сказанному Глеб Николаевич отметил, что аналогичным образом обстояло дело и с тренировками с шестом (длиной палкой). В смысле, что ученики Ип Мана не очень много работали с шестом (длинной палкой).

Дело в том, что практически единственным местом, где в Гонконге ученики Ип Мана в то время могли заниматься с шестом (длиной палкой) это были крыши домов где они жили. Да и то не всегда, поскольку жители дома там обычно развешивали и сушили белье, и, следовательно, в эти моменты тренироваться с шестом (длиной палкой) было весьма затруднительно.

Завершая рассказ на данную тему, Глеб Николаевич отметил, что знание таких бытовых вещей снимает многие вопросы и многое объясняет – почему все сложилось так, а не иначе.

 

"27" февраля 2015 г.

 

Алексей Дудин

www.winchun34.ru

 

 

Вы можете посмотреть фотографии, а также видеофрагмент с всероссийского семинара по юнчуньцюань (Вин Чун), прошедшего в Федерации Ушу России в начале октября 2014 года.