+7 (927)257-78-57
Волгоград, Красноармейский район
Место и время тренировок в разделе "Расписание"
Рассказ мастера Ли Хэн Чана о базовой концепции стиля Вин Чун - статья Алексея Дудина

Рассказ мастера Ли Хэн Чана о базовой концепции стиля Вин Чун - статья Алексея Дудина

Любому человеку, изучающему стиль Вин Чун, необходимо хорошо знать базовую концепцию и основы данного стиля. Это важно потому, что именно в них сокрыт ключ для правильной практики и понимания техник стиля.

В начале октября 2014 года в Федерации Ушу России прошел первый установочный всероссийский семинар по юнчуньцюань (Вин Чун). Семинар проводили приглашенные специалисты из Всекитайской ассоциации ушу - Ли Хэн Чан (7 дуань Вин Чун, профессор Всекитайской ассоциации ушу, представитель линии Ип Мана, ученик Вон Шун Ленга) и Гун Хуэй Пин (6 дуань Вин Чун, спортсменка, научный сотрудник Всекитайской ассоциации ушу), при содействии и участии Президента Федерации Ушу России Глеба Николаевича Музрукова и других сотрудников Федерации Ушу России.

 

 

Один из тематических блоков семинара был посвящен именно рассмотрению базовой концепции и основ стиля Вин Чун.

Подробно и детально данную тему осветил Ли Хэн Чан.

В этой статье постараюсь кратко отразить ключевые моменты его рассказа.

Ли Хэн Чан начал с того, что для человека, изучающего и практикующего стиль Вин Чун есть два основных закона.

Первый закон гласит, что целью бойца Вин Чун является за самое короткое время закончить бой. Именно закончить бой, а не просто выйти из него. Слова «закончить бой» подразумевают совершение активных и целенаправленных действий. В то время как слова «выход из боя» этого аспекта не подчеркивают. Более того формулировка «как можно скорее выйти из боя» вполне может означать, что человек готов вести себя пассивно и не сопротивляться с тем, чтобы покинуть место столкновения с противником после того как его побьют. А это совсем не то, что нам нужно.

Второй закон заключается в том, чтобы всегда напоминать себе о первом законе, ибо в нем заключена основная концепция стиля Вин Чун.

 

 

Чтобы иметь возможность закончить бой за самое короткое время, необходимо учитывать пять ключевых моментов, вытекающих из базовой концепции стиля Вин Чун, в числе которых:

1) Выбор правильного момента для совершения своих действий;

2) Выбор правильной дистанции, на которой нам необходимо находиться по отношению к противнику;

3) Простота предпринимаемых действий;

4) Минимум физических затрат, осуществляемых при выполнении своих действий (экономия сил);

5) Эффективность предпринимаемых действий.

Если в своей практике человек отступает от этих моментов, значит, он отклонился от правильного курса и действуем не в соответствии с концепцией стиля Вин Чун.

 

 

Учесть в своих действиях одновременно все пять названных ключевых моментов можно, если следовать теории «центральной линии».

Ее суть можно описать следующим образом.

Когда люди вступают в схватку друг с другом, у них появляется общее пространство и время в рамках которых они взаимодействуют. Тот, кто более эффективно использует время и место боя, получает возможность победить своего противника.

У каждого человека две руки и две ноги. Во время боя можно сделать шаг вперед, назад, в сторону или по диагонали, можно повернуться, развернуться, присесть или кувыркнуться. Точно такие же возможности есть у противника. Траектории возможных ударов или других действий, которые могут быть реализованы сражающимися людьми, также одинаковы (сверху, снизу, сбоку), поскольку тело у всех людей устроено одинаково.

С точки зрения стиля Вин Чун между двумя сражающимися людьми, вне зависимости от того как они двигаются, всегда можно провести прямую линию, соединяющую их тела. От центральной оси, проходящей через макушку и центр тела одного человека к такой же центральной оси другого человека. Учитывая, что тело человека имеет некоторую высоту, то можно говорить не только и не столько про линию, сколько про плоскость, проходящую от центра одного человека до центра другого человека.

Эта линия (плоскость), именуемая «центральной», и будет показывать самый простой и быстрый путь, по которому можно добраться до противника, потому как самое короткое расстояние между любыми двумя точками это всегда прямая линия. И соответственно при прочих равных возможностях удар или иное движение по прямой траектории будет более быстрым и простым действием, нежели чем выполняемое по другой траектории.

Чтобы сделать свой рассказ для участников семинара более интересным и проиллюстрировать свои слова, Ли Хэн Чан делал поясняющие рисунки на доске. Ниже привожу сделанный мной схематичный рисунок для данной статьи. Он не является точной копией того, что рисовал Ли Хэн Чан на доске во время семинара, но в целом совпадает с его рассказом и графикой по своему смыслу.

Теория центральной линии

Продолжая свой рассказ, Ли Хэн Чан отметил, что важно научиться быстро понимать как мы можем разрушить баланс противника и структуру его позиции. Причем не просто разрушить, а сделать это самым простым способом и за самое короткое время.

Для этого имеет смысл использовать тактильный контакт с противником, поскольку в этом случае мы получаем информацию об оппоненте не только при помощи зрения, но и через тело.

Когда есть точка-контакт («мост»), соединяющая наше тело с телом противника, например, через прикосновение кистью своей руки к его предплечью, мы легко можем понять намерения нашего оппонента. Также мы можем понять, в каком направлении он прилагает усилия и откуда исходит его сила в данный конкретный момент времени.

За счет этого мы можем найти самый простой и быстрый способ прервать его атаку, а также разрушить баланс противника и структуру его позиции.

Задача упражнения Чи Сао как раз в том, чтобы научиться это делать.

Когда противник начинает прикладывать усилия (толкать, давить, бить и т.п.) мы предпринимаем свои ответные действия. Наши движения должны быть быстрыми и естественными. Мы не должны задумываться над тем, что нам нужно сделать в данный момент времени. Подобно тому, как прикасаясь пальцами к чему-то чрезмерно горячему, мы тут же рефлекторно отдергиваем свою руку. Также мы должны действовать и в бою. Сталкиваясь с воздействием силы противника (или ее отсутствием), мы должны тут же рефлекторно выполнять соответствующие защитные и атакующие действия.

Относительно упражнения Чи Сао в ходе семинара Ли Хэн Чан и Гун Хуэй Пин неоднократно подчеркивали, что при выполнении данного упражнения необходимо четко контролировать центральную линию и не позволять рукам расходиться слишком далеко от центральной линии.

 

 

В продолжении рассказа о базовой концепции и ключевых аспектах стиля Вин Чун Ли Хэн Чан отметил, что выиграть время в бою можно соединив защиту и нападение в одно целостное действие.

В ходе семинара, наблюдая за действиями Ли Хэн Чана и его коллеги Гун Хуэй Пин можно было увидеть, что есть несколько способов добиться желаемого эффекта:

Во-первых, путем одновременного использования обеих рук (когда одна рука выполняет защитное действие, а другая наносит удар).

Во-вторых, путем одновременного использования руки и ноги (когда рука или обе руки выполняют защитное действие, а нога наносит удар).

И, в-третьих, путем выполнения действия, которое сочетает в себе одновременно и защитную и атакующую функцию. Например, когда в ответ на удар противника, наносимый рукой, мы отвечает ударом-срезкой своей рукой, в процессе выполнения которого наша рука по касательной соприкасается с рукой противника и изменяет траекторию ее движения так, чтобы удар оппонента не достиг нас, а затем, продолжая начатое движение, атакует противника.

Ли Хэн Чан отметил, что действовать подобным образом можно только в одном случае - если каждая часть тела, выполняя свою функцию, работает активно, и вместе с тем слаженно с другими частями тела. Это похоже на то, как человек согласовано использует разные части своего тела для управления автомобилем, для игры на фортепиано или на барабанной установке.

 

 

В заключении своего рассказа о базовой концепции и основах стиля Вин Чун Ли Хэн Чан подчеркнул, что при изучении Вин Чун важно избавиться от мыслей о том, чтобы быть первым, быть лучшим, быть самым непревзойденным мастером (одним словом, важно не «раздувать» собственное «эго»). Вместо этого нужно просто хорошо тренироваться и стараться понять изучаемый материал более точно и глубоко. Сделать это можно, если освободить свой ум от всего лишнего и мешающего с тем, чтобы полностью сконцентрироваться на том, что действительно важно. Именно в этом, как мне показалось, Ли Хэн Чан, подразумевал ключ к обретению мастерства.

 

"25" ноября 2014 г.

 

Алексей Дудин

www.winchun34.ru

 

 

Вы можете посмотреть фотографии, а также видеофрагмент с всероссийского семинара по юнчуньцюань (Вин Чун), прошедшего в Федерации Ушу России в начале октября 2014 года.