+7 (927)257-78-57
Волгоград, Красноармейский район
Место и время тренировок в разделе "Расписание"
Стивен Чан - Мастер с большой буквы - статья Алексея Дудина

Стивен Чан - Мастер с большой буквы - статья Алексея Дудина

 

Среди людей, интересующихся Вин Чун, вряд ли найдется тот, кто не слышал про Стивена Чана. Он представляет гонконговское направление Вин Чун. Стивен Чан является учеником мастера Чоу Тзе Чуена, который в свою очередь является прямым и одним из первых учеников знаменитого Грандмастера Ип Мана.

Многие знают Стивена Чана благодаря учебным фильмам, снятым в девяностых годах прошлого столетия, в которых он последовательно рассказывает о технике Вин Чун (как без оружия, так и с оружием) и ее применении. За годы прошедшие с момента выпуска фильмов количество их просмотров (первоначально на видеокассетах, затем на дисках и сейчас в Интернете) постоянно растет. Я также видел данные фильмы в сети Интернет, и они, как и сам Стивен Чан, произвели на меня огромное впечатление. Поэтому, когда я узнал о том, что Стивен Чан будет проводить в мае 2014 года в Москве семинар по Вин Чун, то тут же решил попасть на это мероприятие.

 

 

В ходе семинара Стивен Чан произвел впечатление открытого и позитивного человека. Он легко установил контакт с аудиторией, общался и шутил с каждым кто к нему подходил, отвечал на задаваемые вопросы.

Несмотря на то, что Стивен Чан не молод, он продемонстрировал, что находится в отличной физической форме, что, на мой взгляд, говорит о регулярности его занятий и большом опыте, обретенном в процессе упорной практики.

Его объяснения Вин Чун были просты и понятны, а демонстрации техники Вин Чун весьма ярки и наглядны.

 

По словам Стивена Чана, в данный момент он живет в Гонконге, однако достаточно долгое время (около 20 лет) он провел в Великобритании. За это время им был получен опыт использования техники Вин Чун в спаррингах с англичанами и другим европейцами, габариты которых в основной своей массе значительно больше, чем у жителей Китая. Практикуя Вин Чун, Стивен Чан достаточно много встречался, общался и спарринговал с представителями других боевых искусств. Это углубило и расширило его практические навыки, а также понимание стиля Вин Чун. Также это стало поводом для изменения Стивеном Чаном некоторых стратегических и тактических моментов ведения поединка. Однако, несмотря на это Стивен Чан отметил, что преподаваемая им традиционная основа стиля Вин Чун при этом не изменилась.

 

Обучать Вин Чун других людей Стивен Чан начал в конце 1970-х годов. Следовательно, к 2014 году (моменту проведения семинара в Москве) его преподавательский стаж составил порядка сорока лет. Согласитесь, впечатляющая цифра! За эти годы им был накоплен большой и разносторонний опыт обучения стилю Вин Чун. Среди его учеников есть как китайцы, так и европейцы.

 

 

Семинар Стивен Чан начал с того, что Вин Чун очень индивидуалистичный стиль.

Многое (в плане предпочитаемых технических действий и манеры ведения боя) зависит от росто-весовых параметров человека, его характера и темперамента.

В тоже время Стивен Чан отметил, что несмотря на данные обстоятельства, очень важно понимать теоретические основы стиля и соблюдать его принципы. Их разбору, а также практике Чи Сао Стивен Чан посвятил значительное время в ходе первого дня семинара.

Также в ходе первого дня семинара Стивен Чан уделил достаточно большое внимание работе с деревянным манекеном. Он отметил, что работа с деревянным манекеном позволяет не только отточить технику (изученную на этапе освоения таолу Сиу Лим Тао, Чам Кью и Биу Джи), но и что более важно наработать сброс силы с короткого расстояния.

 

 

По поводу Чи Сао Стивен Чан отметил, что он не понимает людей (как китайцев, так и европейцев), проводящих соревнования по Чи Сао. Он подчеркнул, что Чи Сао это только упражнение. Очень полезное и значимое, но не более того. В жизни никто не сражается, устанавливая контакт с руками противника и становясь в позицию для двойного Чи Сао, а затем совершая вращательные движения руками и нанося удары друг другу. В этой связи он сказал, что считает проведение соревнований по Чи Сао бессмысленным занятием.

Чи сао (точно так же как и работа с деревянным манекеном) это только упражнение. Можно даже сказать, что Чи Сао в каком-то смысле игра.

В связи с этим Чи Сао нельзя воспринимать как бой.

Если вы хороши в Чи Сао это не значит что вы хороший боец. И, соответственно, если человек не практиковал Чи Сао это не значит, что он абсолютно ничего не знает о Вин Чун и, что он плохой боец. В подтверждение этому Стивен Чан привел пример про одного из своих учеников, который занимался у него, а потом уехал в Аргентину. Ученик освоил и практиковал первые три таолу (Сиу Лим Тао, Чам Кью и Биу Джи), а также работал с деревянным манекеном. Практику Чи Сао до уезда в Аргентину он освоить не успел. Однако, несмотря на это он был весьма неплох.

Цель Чи Сао заключается в том, чтобы находясь в тактильном контакте с руками оппонента, научиться чувствовать баланс и силу противника, а также научиться ощущать моменты, когда оппонент находится в слабой позиции и в этот момент атаковать его. При выполнении упражнения важно следить за тем, чтобы локти находились на расстоянии примерно 6 дюймов от корпуса.

Чи Сао подразумевает, что обе руки должны находиться в постоянном контакте с руками оппонента. В крайнем случае, вариантом Чи Сао, граничащим с Лат Сао можно считать вариант, когда контакт сохраняется только одной из рук, а другой рукой осуществляется контроль (без тактильного контакта) возможных действий свободной руки противника. Данный контроль достигается за счет правильно выбранного положения относительно противника. Когда тактильный контакт с обеими руками противника полностью утрачен, говорить о выполнении Чи Сао уже нельзя.

Стивен Чан, говоря о своей манере выполнения Чи Сао, отметил, что его контакт с противником легкий как воздух. Оппонент практически не ощущает его рук, а он полностью чувствует и контролирует противника. И когда Стивен Чан чувствует, что оппонент слаб или открыт, то моментально «взрывается» с атакой.

Каждый желающий в ходе семинара мог «покрутить» Чи Сао со Стивеном Чаном. Воспользовался этой возможностью и я. Во время практики Чи Сао руки Стивена Чана действительно практически невесомы, что не позволяет понять его намерения.

Когда Стивен Чан обозначает удары, он делает это четко и резко, во взрывной манере. Но при этом для человека, на котором демонстрируется техника, нет никакого риска, поскольку Стивен Чан умело контролирует дистанцию и прилагаемые им в ударах, толчках и рывках усилия.

По словам Стивена Чана в Чи Сао нет каких-либо ступенчатых уровней, по мере продвижения по которым, ученик осваивает от простого до продвинутого варианта данного упражнения. Чи Сао едино и в его практике все зависит только от уровня подготовки тех людей, кто его выполняет. Чем выше уровень чувствительности и технической подготовленности занимающихся, тем больше разных аспектов может быть проработано во время практики Чи Сао.

 

Говоря об особенностях стиля, Стивен Чан сказал, что Вин Чун это не только работа руками. Особое значение имеет умение грамотно использовать технику ног. Ее разбору и методу отработки на деревянном манекене он уделил значительное внимание во время второго дня семинара. Стивен Чан отметил, что например, девушке небольшого роста и веса без знания техники ног и умения ее использовать, будет сложно одолеть рослого и крупного противника, применяя только технику рук.

Одним из моментов, на который Стивен Чан обратил внимание в ходе второго дня семинара, был тот, что в теории Вин Чун считается, что использование одноименных руки и ноги является опасным. Например, если вы воспользовались правой рукой для защиты от наносимого противником удара правой рукой и собираетесь нанести затем правой ногой удар по противнику, то это не лучшее решение. Если оппонент начнет вас тянуть за руку, когда вы оторвете одноименную ногу от пола для нанесения удара, то вы быстро потеряете равновесие. В связи с этим в теории Вин Чун для защиты и контратаки считается более правильным использовать разноименные руку и ногу (например, правую руку и левую ногу или наоборот). Однако есть ряд ситуаций, когда допустимо использование одноименных руки и ноги. Например, в случае, когда противник, нанося удар своей правой рукой, перенес вес тела на впередистоящую левую ногу. В этом случае, защитившись своей правой рукой, например, выполнив защитное движение Тан Сао, вы можете использовать правую ногу, чтобы нанести ею прямой удар Чин Керк по левой ноге противника и тем самым разбалансировать и разрушить структуру его позиции.  

Также Стивен Чан уделил внимание следующему аспекту техники ног. Если ваш удар ногой оказался заблокированным противником, то важно научиться, не опуская ногу, переводить ее в положение для нанесения второго удара по другой возможной траектории.

Кроме описанных моментов Стивен Чан продемонстрировал и рассказал про множество других моментов, касающихся техники ног и ее использования в сочетании с техникой рук.

 

 

Относительно свободных поединков Стивен Чан говорил о том, что в реальной драке вы не должны занимать статичную позицию а-ля как в художественных фильмах, где руки, выполняя движения Мань Сао и У Сао находятся на уровне солнечного сплетения. Как я понял Стивена Чана, гораздо продуктивней держать руки в той позиции, в которой они будут больше перекрывать возможные траектории атаки противника в область головы, нежели чем всем известная «киношная стойка» Вин Чун.

Жестких требований к позиции нет, но важно, чтобы был соблюден принцип центральной линии и в занятой по отношению к противнику позиции обе ваши руки и ноги могли атаковать противника.

По поводу себя Стивен Чан отметил, что его позиция никогда не бывает какой-то одной, он действует по разному, в зависимости от ситуации - от дистанции до противника, от габаритов, настроя и предпринимаемых оппонентом действий.

 

Также говоря о поединках, Стивен Чан отметил, что порой мы можем встретить противника, который активно наступает и «давит». В теории Вин Чун считается, что в таких ситуациях нельзя отступать назад, а необходимо уходить в сторону, пропуская атакующую силу противника мимо себя. Единственным случаем, когда боец Вин Чун может отступить назад это случай, когда вы хотите сделать «разножку», чтобы ударить противника ногой.

 

 

 

Стивен Чан говорил о том, что все техники Вин Чун увязаны в единую систему. В этой связи, как я понял суть слов, которую хотел донести Стивен Чан до участников семинара - техники рук, ног, длинной палки (Лук Дим Бун Гван) и парных ножей (Бат Чам Дао) являются частями одного целого. Их использование осуществляется сообразно складывающейся в поединке ситуации. При работе мастера некоторые техники на первый взгляд (особенно новичкам) могут показаться не имеющими отношения к Вин Чун. Например, техники с использованием более низких позиций, нежели чем те, которая присутствуют в первых трех таолу (Сиу Лим Тао, Чам Кью и Биу Джи). Однако это не так. При работе с оружием (длинной палкой и парными ножами) используются как раз более низкие позиции, которые опытный человек может использовать и в ситуациях безоружного боя, разумеется, соблюдая при этом, общие принципы стиля Вин Чун.    

 

В ходе семинара Стивена Чана каждый желающий мог стать обладателем его книг, посвященных Вин Чун, с авторским автографом. В связи с этим, у пришедших на семинар людей самим собой возник вопрос о том можно ли изучать Вин Чун по книгам и видео. Стивен Чан дал по этому поводу однозначный ответ, что учиться можно у мастера или инструктора только «вживую». По поводу своих учебных фильмов и книг он сказал, что они были созданы в ознакомительных и демонстрационных целях, в связи с чем, не могут быть для человека интересующегося Вин Чун единственным и основным источником знаний о данном стиле боевых искусств. Более того Стивен Чан отметил, что в его материалах имеется ряд неточностей, в связи с чем еще раз подчеркнул необходимость «живого» обучения, т.е. в ходе семинаров, групповых тренировок и индивидуальных занятий.

 

Подводя итог всему сказанному, хочу отметить, что Стивен Чан – это Мастер с большой буквы, обладающий как отличным знанием теории Вин Чун, так и имеющий колоссальный практический опыт. За прошедшие два дня семинара Стивен Чан произвел на меня еще большее впечатление, нежели чем на попадавшихся мне ранее видеозаписях. Я в полной мере имел возможность увидеть своими глазами, то насколько хорошо он работает и обучает «вживую». Это позволило мне существенно углубить и расширить свои познания о стиле Вин Чун.

 

"29" июля 2014 г.

 

Алексей Дудин

www.winchun34.ru

 

 

Вы можете посмотреть фотографии, а также два видеофрагмента с семинара по Вин Чун Грандмастера Стивена Чана, прошедшего в Мосвке 17-18 мая 2014 года.